top of page

Исторически Молдова связана с русской культурой гораздо теснее, чем кажется чиновникам при власти

Все документы Молдавского княжества, начиная со дня его основания, написаны кириллицей, и все они сохранились в архивах. И если наши бескультурные эуропейцы начнут бороться с книгами на русском языке по примеру гитлеровских пропагандистов и ошалевших от русофобии украинских деятелей, то добьются обратного эффекта: запретный плод сладок.





90 лет назад, в 1933 году, в Германии нацисты сожгли десятки тысяч книг авторов-евреев и пацифистов. В том знаменитом списке было 149 названий, включая произведения Гейне, Фрейда, братьев Маннов, Маркса, Хэмингуэя, Толстого, Горького и других классиков. Дальнейшие события в Германии хорошо известны…

Некоторое время назад в Верховной Раде озвучили сведения, согласно которым были ликвидированы 11 млн книг на русском языке, находившиеся в библиотеках Украины. Чиновники взяли на себя право решать, что должны читать украинцы, а что нет.


«А как вы считаете: Молдове угрожают книги на русском языке?» – спросили мы у известных людей. Специально для нас отвечают:



Сергей СУЛИН, художник:


- Разве у нас мало уже уничтожили книг и картин советского периода? Да и картины современного периода с удовольствием уничтожали. В 2009 году в парламенте Молдовы воинами света было сожжено, порезано на ласкуты большое количество картин. В том числе и три моих лучших. Хорошо, что фото остались.


Наталья СИНЯВСКАЯ, журналист:


- Как могут книги угрожать? В СССР тоже много чего было запрещено, читали самиздат. Думаю, да, книг на русском станет меньше, не удивлюсь, если нынешняя власть начнёт сжигать произведения Толстого и Чехова. Сажать за то, что в библиотеках есть "русские" книги, не будут, мест в тюрьмах столько нет, пришлось бы хватать каждого второго. Вернёмся к "самиздату", в нашем случае, - к Интернету. Надеюсь, не отключат нам Интернет...


Элеонора Мещерякова, народный мастер Республики Молдова, художник-флорист, экономист:

- «Что написано пером — того не вырубишь топором...» — старая мудрость.

А особенно, если это еще и напечатано, к тому же, многими тиражами, не говоря про миллионные…Да, фашисты жгли книги, а после стали сжигать в камерах людей...Это нестираемое клеймо фашизма.

У нас, у нашего поколения — точно не вырубишь эту память от прочитанного того, что легло на душу и в сердце. Мы за книгами стояли в очередях с вечера. Сдавали макулатуру, чтобы получить талон на приобретение любимой книги. Разыгрывали на работе лотерею, чтобы досталась подписка. Радовались, когда приносили домой очередной том из подписного издания. И всё это прочитывалось, а не просто коллекционировалось по цвету обложек…

Когда приходили к кому-то в гости — первым делом подходили к книжным шкафам и полкам, отмечая, про себя — а у меня тоже есть!!! А после началось это безумие в 90-х годах...

Как было больно видеть на «развалах» кучи-тучи книг, продаваемых по дешёвке, когда началась первая волна отъезжающих...Понятно, что невозможно взять с собой, за рубеж, всё своё нажитое («непосильным трудом»), когда есть лимит на провоз. Но многие не могли оставить любимые книги и вывозили их, заверив в каких-то инстанциях… Однако, всё равно — сотни и тысячи книг валялись и пылились вдоль дороги — на распродаже…

Я иногда покупала там книгу, такую же, что была у меня дома, чтобы после кому-то подарить, мне было больно видеть её невостребованной, ненужной…

А теперь — пришли иные времена — всё, что хочешь — можешь прочитать в интернете..

«В шкафу угрюмом, в тихом зале

На полках книги умирали…

Нет, не плохими они были,

А просто люди их забыли…

Забившись в интернета дали

Они читать их перестали…

А без людской любви, заботы,

Дышали пылью переплёты...»

Лариса Сперанская

Молодёжь нынче почти не интересуют книги, или устраивает электронный вариант, часто сокращённый…

Так что насчет запрета на книги — нам — нашему поколению, прочитавшему «451 градус по Фаренгейту» — уже ничего не страшно, кроме самого фашизма...Мы всё проходили… Жаль только их...



Елена РОЙТБУРД, журналист:


- Мы все это уже проходили. До костров на площадях, слава богу, дело не дошло. но, думаю, еще достаточно много людей помнят, как вскоре после провозглашения независимости и перехода на латинскую графику из библиотек грузовиками вывозили на свалку книги на русском языке. Та же участь, к слову, постигла и издания молдавских и румынских писателей, включая классиков, не только в русских переводах, но и напечатанные на кириллице. И кто от этого выиграл? Обокрали не одно поколение молодежи, лишив ее знакомства с великой литературой. Но рукописи, как известно, не горят. Правда, этого не знают наши господа из высоких кабинетов, хотя не все учились в гарвардах, немало тех, кто получал образование в Москве и Ленинграде. Правда, далеко не все зависит от учителей, большое значение имеет, кто учится.


Между прочим, исторически Молдова связана с русской культурой гораздо теснее, чем кажется чиновникам при власти, все документы Молдавского княжества, начиная со дня его основания, написаны кириллицей, и все они сохранились в архивах. И если наши бескультурные эуропейцы начнут бороться с книгами на русском языке по примеру гитлеровских пропагандистов и ошалевших от русофобии украинских деятелей, то добьются обратного эффекта: запретный плод сладок. Тем более, что при нынешнем развитии информационных технологи даже самиздатом, как в советские времена, заниматься не придется. В сети можно найти все. А великой русской культуре все равно, от этих потуг она менее великой не станет.



Ирина СИРОТЕНКО, журналист:


- Бумажных книг (не только русскоязычных ) станет меньше из-за того, что все больше людей предпочитают книги в электронном формате или слушают аудио. Сейчас не то время, когда запрещённую литературу трудно было найти. Есть онлайн-библиотеки, есть онлайн-магазины, где можно купить или скачать понравившуюся книгу. Даже учебники есть в электронной версии на официальном сайте министерства.


Просто дело в том, что сейчас вообще читают реже. Книгам предпочитают визуальную информацию (фильмы, короткие ролики). Так что, не русскоязычные книги Молдове угрожают, а отсутствие читателей.


Николай КОСТЫРКИН, координатор Оргкомитета Международного союза свободных журналистов:


- Учитывая тенденцию борьбы в Молдове со всем русским и со всеми русскими - в чем активно помогает украинская повестка - я абсолютно не удивлюсь, если режим Санду включит радикальное крыло, наподобие румынских железногвардейцев межвоенного периода. Вполне допускаю, что костры из книг начнут пылать в Кишиневе и в "провинции". И за разговоры на русском могут начать избивать. Прецеденты на дворе борьбы за так называемую независимость уже были. Только стоит знать, что радикалы в определённой точке своей относительной вседозволенности могут, набрав силу, перейти в состояние вседозволенности абсолютной и уничтожить собственных хозяев.


Инна РУДЬ






55 просмотров
bottom of page