top of page

В.Гафт: "Когда на душе было горе, ходил в церковь, и она меня излечила"


12 декабря 2020 года из жизни в возрасте 85 лет ушел знаменитый актер театра и кино Валентин Гафт. Вклад актера в кинематограф очень весомый: он сыграл более 100 ролей, а на сцену театра «Современник» он выходил в течение 50 лет.




Гафт был человеком, разносторонне одаренным, и писал глубокие, проникновенные, часто ироничные, но всегда исполненные глубокого смысла стихи. А еще он был верующим человеком.

Ниже приводим фрагмент интервью Валентина Гафта, данного в 2009 году Дмитрию Гордону на телеканале «Киев» где он открыто рассказывает о своем приходе к вере и тех утратах которые были в жизни. — Говорят, вы верующий человек и даже приняли православие… — Да, это правда. — Что же может толкнуть еврея на этот шаг? — Видите ли, мой родной язык русский, и когда, играя в театре, я произносил слово «Бог» (например, в роли Городничего), что-то мне там (показывает на сердце) жало… Я врал себе, понимаете, и как актер не мог это преодолеть, а когда на душе было горе, ходил в церковь, и она меня излечила. Беседы с отцом-священником сильно мне помогли, и сейчас я не часто, но там бываю. В монастыре у меня есть друзья, а Оля, жена, — та вообще из семьи священника. Говорят: выкресты — это нехорошо, однако окружает-то меня религия христианская… Об этом не следует говорить, не стоит на подобные темы распространяться, но я не сомневаюсь, что существует энергия свыше (как хотите, так ее и называйте!) и иногда мы общаемся с невидимым… Каждый верит по-своему, у каждого свои убеждения. Мне ближе всего христианство… — Тем не менее, когда вы приезжаете, скажем, в Израиль, не возникает ни у кого там вопросов: зачем изменили вере отцов? — Нет, никогда. Я Израиль люблю, мне очень нравится эта маленькая, но мужественная и сильная страна. Евреи — родные мне люди, к которым у меня нет антипатии, но я не понимаю их веры. Мне чужды даже внешние ее проявления — глядя на ортодоксов в шляпах, с пейсами, с многочисленным потомством, узнавая их законы, обычаи, я сознаю, что стать таким не смогу. «Когда я плохо себя чувствовал, меня в Николо-Берлюковскую пустынь, к настоятелю древнего монастыря иеромонаху Евмению привезла Оля (Актриса Ольга Остроумова, жена Валентина Гафта). <…>А отец Евмений — потрясающий человек. Окончил Бауманку, а пришел к Богу».

Валентин Гафт о любви

«Любовь вырабатывает лучшие человеческие качества, очищает. Особенно это ясно, когда у тебя жизнь прошла, когда понимаешь больше и чувствуешь острее.

Любовь сокращает дорогу к вере — как религия. Хотя любовь разная бывает. Одному хочется [умереть] из-за того, что он влюбился, а другой счастлив. Некоторое время. Любовь — это великое чувство жизни, но проходящее. Оттого и более ценное. Повезло тому, кто его испытал.

Моя жена — актриса Ольга Остро­умова. Встреча с Ольгой — это судьба и везение — ведь у меня сложный характер. А вот у моей жены минусов нет, она святой человек. Меняются ли мои представления о любви после многих лет, прожитых вместе? Я пока этого не замечаю. Конечно, силы иссякают, но ощущение остается.


Я и ты, нас только двое? О, какой самообман. С нами стены, бра, обои, Ночь, шампанское, диван.

С нами тишина в квартире И за окнами капель, С нами всё, что в этом мире Опустилось на постель.

Мы – лишь точки мирозданья, Чья-то тонкая резьба, Наш расцвет и угасанье Называется — судьба.

Мы в лицо друг другу дышим, Бьют часы в полночный час, А над нами кто-то свыше Всё давно решил за нас.

0 просмотров
bottom of page