top of page

На Соловки приезжают самые разные люди

Как оказалось, на Соловки приезжают самые разные люди. Есть тут такая категория – «любители северной природы». Если большинство людей летом мечтает попасть на теплое море, эти набивают рюкзаки, собирают палатки и тянутся на север. Понять их я легко могу. Когда вся ФБ лента жалуется на изнуряющую жару, эти ребята дышат таким чистым воздухом, что ощущение, что вдыхаешь прохладную родниковую воду.


Исторические памятники их интересуют примерно так же, как сноубордистов, приезжающих в Альпы, интересуют работы Боттичелли в музее Мюнхена, типа, это, конечно, круто, но мы, ребята, тут немножко за другим. Нам бы в лес, да в палатки. Ко второй половине августа комаров уже мало, а мошки на Соловках в принципе нет, архипелаг продувается ветрами, и мошку всю ветер сносит.


Много тут групп, которые ездят организованно по Карелии – Петрозаводск-Кижи-Валаам-Соловки. Туры эти дорогущие, на Соловках останавливаются один-два дня, что они успевают посмотреть за это время, я не представляю. Потому что нужно, как минимум 5-6 дней.


Обычно, когда встречаешь этих туристов на катерах, слышишь их бесконечные разговоры о том, что вот в этом храме они силу не почувствовали, а вот в том-то скиту такие прямо сильные ощущения были, прямо вот по спине почувствовала, как волна прошла!


Меня, конечно, очень подмывает встрять в их разговоры и сказать, что, ребята, в монастырь люди ездят не за ощущениями. Это не спа-курорт, куда приходят за тем, чтобы «сделайте мне хорошо». Это духовная больница, куда люди приезжают каяться в грехах и пытаться стать хоть чуточку лучше. Но я стараюсь себя сдерживать. Зато они меня порою спрашивают: «А вы что, действительно, вот прямо именно ради монастыря сюда приехали?» и смотрят на меня, как дети, с таким искренним удивлением, как на неведому зверушку.


А тут на днях, гляжу, в шесть утра под стенами монастыря группа товарищей «в полосатых купальниках» стоит в кругу, какие-то пасы руками и ногами делают в такт, то ли солнце приветствует, то ли чакры наполняют, что-то вместе то ли мычат, то ли поют. Одним, словом, тоже, наверное, место силы для себя нашли.


В последнее время потянулось много людей, посмотревших сериал «Обитель» по книге Захара Прилепина. Монахи на это явление смотрят с мягким юмором. «Ну раз Захар Прилепин на них так подействовал, что они аж на Соловки приехали, то уже хорошо. Я, например, первый раз открыл Евангелие после того, как прочитал Булгакова „Мастер и Маргариту”. А один монах у нас вообще уверовал после того, как послушал в юношестве „Иисус Христос – суперстар”. Так что хорошо, что первый шаг сделан. Но теперь надо уже на следующую ступеньку подниматься и начинать читать хорошие книжки про Соловки. Например, воспоминания Бориса Ширяева о том, как он провел здесь 7 лет в лагере».


Книга, кстати, есть в Интернете, и я очень рекомендую ее тем, кто интересуется этой историей.


Неожиданно для себя увидела тут много групп подростков. Кто-то приезжает с учителями истории, которые списываются с музеем, и привозят учеников на пару недель поработать на острове волонтерами. Есть тут батюшки, которые привозят детей со своих приходов. Мне сказали, что есть тут группа трудных подростков, которую привезла какая-то православная социальная служба из Питера. Но, честно говоря, глядя на подростков на реставрационных работах, я не могла отличить, кто из них из столичного гуманитарного лицея, кто из приходской воскресной школы, а кто трудный подросток. Все они очень славные дети с очень хорошими выражениями лиц.

Ну и, конечно, здесь много паломников. Кто-то приезжает организованно с паломническими группами, билеты на которые легко купить в интернете, кто-то приезжает самостоятельно, как мы. Те, кому трудно оплатить недешевое проживание на Соловках, списываются с паломнической службой на сайте Соловецкого монастыря и приезжают сюда «трудниками» – поработать в монастыре. За это монастырь предоставляет бесплатный кров и питание.


Мы, например, были потрясены уровнем экскурсоводов паломнической службы – кандидаты исторических наук и искусствоведения, студенты и семинаристы приезжают поработать бесплатно, но, кстати, и за деньги тоже. Так что, если кто-то интересуется историей и хочет летом подзаработать, на Соловках очень не хватает экскурсоводов. Можно связаться с музеем или с монастырем, почитать рекомендуемую литературу, сдать экзамен и водить все лето экскурсии.



В русском языке есть слово «осоловеть». И только на Соловках оно имеет положительный смысл. Большинство людей уезжают отсюда «оСоловелыми», то есть заболевшими Соловками навсегда и стремящимися обязательно вернуться сюда вновь.

2 просмотра
bottom of page