top of page

Операция "Закат"

Давайте я расскажу вам удивительную историю о том, как иногда жизнь побеждает литературу.







На днях в Палермо арестовали Маттео Мессину Денаро. Человека, который находился в десятке самых разыскиваемых в мире людей. Того, кто после ареста Бернардо Провенцано в 2006 стал одним из новых лидеров Cosa Nostra. Того, кто скрывался с 1993 года.


Без малого тридцать лет - с лета 93 до января 2023.

Думали, он уехал в Венесуэлу. Думали, он скрылся на Мальте. Но за долгие годы, сужая круги, решили, что он скрывается на Сицилии - в родном краю, там, где даже стены помогают.


Все эти годы полиция искала иголки в стогах сена. Как вдруг недавно появились данные от прослушек - никто не говорил ничего конкретно, но периодически, там и сям, обсуждали рак некоего родственника или гуглили вслух, ища место для операции и хирурга.


И полиция с карабинерами делают невозможное - они запрашивают данные всех раковых больных 1962 года рождения на Сицилии. Круг сужается до десяти. Потом до пяти. Их проверяют одного за другим. Все не вызывают подозрений, кроме единственного персонажа - некоего Андреа Бонафеде (buonafede переводится как “добросовестность”, “отсутствие злого умысла”, “доверчивость”).


Этот Андреа - племянник одного из глав мафии, умершего три года назад. Вроде как он перенес уже две операции, но в момент, когда его оперировали в Палермо, его телефон почему-то находился в Кампобелло, в совершенно другом городе.


В 8 утра полицейские в штатском занимают очередь в регистрацию клиники Магдалины в Палермо, притворяясь онкологическими больными. Один из этих больных терпеливо ждет своей очереди. Спустя двадцать минут, когда придет его очередь, он скажет “ я пациент Бонафеде” - и капитан карабинеров, стоящий в очереди за ним, подаст знак остальным. Это точно не Андреа Бонафеде.


Во всей этой истории полно говорящих имен. Вот еще одно - полковник Лучо Арчидьяконо (luce- “свет”, ну а “архидьякон” и так понятно). Он тут же начнет рассылать смс коллегам и прокурору. Но что-то идет не так - Бонафеде уходит из больницы, видимо выпить кофе в соседнем баре. И замечает слежку.


“Бесконечные минуты” - скажет позже полковник Лучо Арчидьяконо в интервью. Подозреваемый ускоряет шаг и практически бежит к машине, которая привезла его неизвестно откуда и увезет неизвестно куда. И тут его окружают и арестовывают. “Вы - Маттео Мессина Денаро?” - задаст ему вопрос задержавший его офицер. “Вы отлично знаете, кто я” - ответит человек с нажимом. Его окружат и он скажет вслух - “Я - Маттео Мессина Денаро”.


Ему наденут наручники и окружающие жители вдруг начнут хлопать - эти удивительные видео потом появятся в сети. Вряд ли случайные прохожие знали, кого именно на их глазах арестовывают. Но само количество полицейских дало понять, что речь идет о крупной фигуре.


Маттео Мессину Денаро привезут в ангар “Альфа 11”, в старый аэропорт Боккадифалько (в “клюв сокола”).Там он увидит на стене название операции по своей поимке - она называлась “Закат”.


Назвали ее так в честь стихотворения девятилетней Нади Ненчони, погибшей вместе с мамой, папой и сестрой Катериной 50 дней от роду - во взрыве на углу виа Георгофили и внутренней площади галереи Уффици. Вместе с семьей Нади погиб студент из соседнего дома, раненых было ок 40, обрушилась часть здания и навсегда погибло восемь картин, остальные в той части были сильно повреждены.


Маленькая Надя написала короткое стихотворение: “Полдень уходит. Приближается закат. Прекрасная минута. И солнце идет спать. Вот уже вечер. И все закончилось”.

Как пишет газета La Repubblica, Маттео Мессина Денаро выглядел рассеяно. Он не сопротивлялся. Позволил снять с себя дорогую куртку. Внезапно попросил лист бумаги, ручку и написал “Карабинеры обошлись со мной с большим уважением и человечностью. Палермо, 16 января 2023 года.” Подпись “Маттео Мессина Денаро”.


Знаете, тут даже дело не в том, что арестовали одного из главных мафиози острова и Козы Костры. Хотя и это важно - он был последним из ключевых фигур террора в начале 90х годов. И его арест - знаковый для всей истории последнего века сицилийский мафии.


Для меня тут дело в том, что правосудие - дело не Бога, а исключительно человеческих рук. Человеческого упрямства. Веры в закон. Веры в справедливость.




1 просмотр
bottom of page