top of page

Кройтор как наследник PAS

Передача Валерия Реницэ: “Flori de mucegai”. Bașcanul din Chișinău.

Башкан из Кишинева, или Избирательная партитура в три руки


В Гагаузии в разгаре сезон предвыборных обещаний. Летят вихри слов, шелестя хвостом, как говорил поэт, не неся при этом никакого смысла. Пламенные речи ни о чем. К сожалению, мы не раз слышали их из уст политиков. Политическая колядка имеет свои отличительные признаки. Во-первых, колядующий или оратор выглядит безукоризненно одетым. Во вторых, он поёт обращенные к себе дифирамбы, к примеру "Я мыслю глобально, действую локально!" Этот напыщенный лозунг лишенный сути использовал посол Дмитрий Кройтор, представляя свою электоральную программу избирателям в Чадыр-Лунге. Сейчас он не находится на дипломатической службе, так как МИД, а точнее Кишиневская власть, предоставила ему удобный отпуск для подготовки своих спичей и предвыборной кампании в качестве кандидата на пост башкана Гагаузии. Правители привыкли общаться с нами иносказательно: уполномочив своего человека в Гагаузской автономии, спикер Игорь Гросу громогласно заверяет нас, что у власти нет кандидатов на выборы в этом регионе.


Почти в каждом абзаце своей речи Кройтор упоминает народ и молодое поколение, стремясь вложить в эти понятия как можно больше пафоса и преданности под продолжительные и хорошо срежиссированные аплодисменты. Его доброта к детям, однако, была немедленно проверена на месте. Более тридцати местных школьников, незаконно втянутых в политическую акцию кандидата, с напечатанным на футболках лозунгом кампании, смиренно слушали проповедь Кройтора на четырех мелко напечатанных листах. Сценическая роль этих детей заключалась в том, чтобы, как и в советские времена, внести в атмосферу митинга доверие и искренность. Более того, в начале представления школьники преподнесли кишиневскому номенклатурщику своеобразный подарок, то ли пионерский,то ли комсомольский салют в стиле незабываемых съездов с участием товарища Брежнева. Если поэтический монтаж был сделан с школьным энтузиазмом, то речь кандидата навела на детей смертную скуку, они переминались с ноги на ногу, словно в очереди в туалет.


Гагаузы доказали истинное отношение Кройтора к избирателям в 1995 году, когда они его прокатили при первой попытке короноваться башканом. Его следующая попытка получить это вожделенное кресло была успешной только наполовину. Тогдашний губернатор региона был вынужден уйти в отставку в июне 2002 года под давлением местных и центральных властей. Более того, на Дмитрия Васильевича завели уголовное дело, обвинив его в попытке сорвать референдум о снятии его с должности после вотума недоверия, вынесенного ему Народным собранием Гагаузии. Утром в день референдума избиратели обнаружили замки на дверях избирательных участков, которые были повешены по указанию комратских чиновников. Только один из организаторов саботажа был приговорен к тюремному заключению, хотя главного виновника следовало бы надолго отстранить от участия в выборах за покушение на свободу голосования. Это, конечно, могло бы иметь место в условиях демократии. Кишинев простил Кройтора и принял решение по принципу Рузвельта: "Сукин сын, но наш сукин сын!".


Обычно политики лгут много и отчаянно на войне и на выборах, только большинство из них несут чушь о светлом будущем, а Кройтор занят выдумыванием своего славного прошлого. В отсутствие конкретных фактов кандидат утверждает, что это его идея - воздвигнуть Комратский Индустриальный колледж, который начал строится год назад, и что именно он займется его успешным завершением. Это ложь, потому что идея была перенята из эстонского региона Ида-Виру гагаузской делегацией, к которой Кройтор не имеет никакого отношения. Кандидат власти также утверждает, что его вынужденная отставка и уголовное дело в 2002 году - месть Партии коммунистов. Почему же тогда Владимир Воронин не наказал его сразу после отставки, а нашел ему работу в Женеве в качестве представителя в ООН и Всемирной Торговой Организации?

Нынешнее руководство Комрата, очевидно, получило все необходимые инструкции от кишиневских властей, чтобы передать должность башкана точно в руки посланнику из молдавской столицы. Более часа, во время танцев, песен и слов поддержки, представители исполнительной власти Комрата опекали кресло Кройтора прямо посреди концертного зала в Чадыр-Лунге, обмениваясь словами, рукопожатиями и многозначительными взглядами. Интересно, какие странные расчеты толкают кишиневское правительство на заведомо провальную предвыборную операцию? Как можно так неуклюже усаживать давно скомпрометировавшего себя чиновника в Комрате, на виду у прессы и местного населения? Я думаю, что это не вопрос разумности, а вопрос властного инстинкта, о котором гласит старая гагаузская поговорка: «Ель ели икэр», то есть «Ворон ворону глаз не выклюет» или же «Рука руку моет». Хотя, на самом деле, здесь речь идёт о партитуре в три руки, если брать в учет тяжелую и волосатую лапу Кишинева.

Валерий Реницэ, передача «Flori de mucegai», Первый в Молдове ТВ



265 просмотров
bottom of page